Опубликовано 22/02/2019, в 13 ч. 37 мин., 690 просмотров

Соль обостряет аллергию

В первую очередь нужно обратить внимание на фастфуд, в который обычно кладут довольно много соли.

Медицинская статистика говорит, что за последние полвека люди стали чаще страдать от разнообразных аллергических и аутоиммунных расстройств. Например, заболеваемость атопическим дерматитом и сенной лихорадкой, или поллинозом (то есть, грубо говоря, аллергией на пыльцу) с 70-х годов выросла вдвое. Можно было бы предположить, что на такие болезни стали просто больше обращать внимания и лучше диагностировать, однако специалисты утверждают, что одним этим такую статистику не объяснить.

Не работают и генетические гипотезы, согласно которым у людей в геномах стали чаще попадаться гены, повышающие аллергическую чувствительность к тем или иным субстратам. Очевидно, дело тут всё-таки в каких-то изменившихся факторах окружающей среды. И, как утверждают авторы недавней статьи в Science Translational Medicine, один из таких факторов – это обычная соль.

Исследователи из Мюнхенского технического университета экспериментировали с человеческими Т-лимфоцитами двух типов: так называемыми наивными лимфоцитами и Т-лимфоцитами памяти. Наивными называют иммунные клетки, которые ещё ни разу не сталкивались ни с какими чужеродными молекулами, которым ещё не приходилось ни на кого охотиться. Т-лимфоциты памяти, наоборот, когда-то уже имели дело с некими подозрительными молекулами и запомнили их – на случай, если ещё раз придётся с ними столкнуться.

Те и другие клетки растили в питательной среде, в которой меняли концентрацию обычной соли, хлорида натрия. И оказалось, что когда соли в среде становилось много, лимфоциты обеих разновидностей начинали синтезировать много белков (иммунных сигнальных факторов и регуляторов генетической активности), которые делали их похожими на третью разновидность лимфоцитов – Т-хелперы 2. Они выделяют сигнальные белки, которые понуждают другие иммунные клетки продуцировать антитела класса IgE, а антитела IgE, в свою очередь, стимулируют выброс гистамина, лейкотриена, и т. д.

Всё это нужно для отражение тех или иных инфекций, однако давно известно, что и антитела IgE, и гистамин, и другие молекулы, которых становится много под действием Т-хелперов 2, задействованы в аллергических реакциях. Слишком активные Т-хелперы 2 становятся причиной аллергий, и получается, что под действием соли и наивные Т-клетки, и Т-клетки памяти начинали превращаться аллергические лимфоциты.

Исследователи также обнаружили, что у больных атопическим дерматитом, при котором кожа хронически воспаляется по каким-то аллергическим причинам, эти воспалённые, раздражённые участки содержат в 30 раз больше соли, чем те, где нет воспаления. В то же время у больных псориазом никакой повышенной солёности в поражённой коже найти не удалось. Но, хотя псориаз считается аутоиммунным расстройством, он начинается при участии Т-хелперов другого типа, для активации которых, очевидно, соль не нужна.

Можно предположить, что взлёт некоторых аллергий и аутоиммунных болезней связан с изменениями в нашем рационе, случившимися за последние несколько десятилетий. Авторы работы полагают, что здесь в первую очередь нужно обратить внимание на фастфуд, в который обычно кладут довольно много соли.