«С 1 января стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. Идет реформа, на мой взгляд, неплохо. Большая часть субъектов РФ перешла на новую систему обращения с ТКО [твердыми коммунальными отходами]. Это 69 субъектов. Часть из них перешла полностью, – заявил в середине января глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин. – Мы создали определенные условия для планового входа в эту непростую реформу. Мы понимали, что нам нельзя сделать реформу некомфортной потому, что там задействовано очень большое количество людей».
Тем временем уже в начале года из разных уголков России стали приходить сообщения о растущем недовольстве реформой: места для сбора мусора оказались переполнены, а сам мусор никто не вывозит, поскольку местные власти за это больше не отвечают. Из-за неподготовленности к реформе с мусорным кризисом столкнулись жители Красноярска, Новосибирска, Архангельска, Волгограда, Мурманска, Саратова, Вологды и Республики Коми. При этом в некоторых регионах тариф на оплату обращения с отходами вырос в несколько раз.
«Почему с Нового года перестали вывозить мусор? Водители мусоровозов нового регионального оператора не знают территории, кроме того каждый раз присылают новых, – пишут жители Богородского городского округа (Московская область) в социальных сетях. – Водители мусоровозов впервые работают на этой территории. Так как каждый раз приезжают разные водители, администрация вынуждена выделять чиновника, который бежит перед мусоровозом и показывает маршрут».
В середине января члены инициативной группы из тюменского поселка Березняки обратились к губернатору Тюменской области с письмом, в котором выдвинули ряд требований по «мусорной реформе». В тексте письма, опубликованного в протестном чате в Viber «Тюмень против цен на мусор», перечислены девять требований. Среди них – двухлетний мораторий на переход к новой территориальной схеме обращения с ТКО, ее пересмотр и изменение, проработка вопроса утилизации отходов. Также инициативная группа просит оказать поддержку мелким переработчикам вторсырья, учесть в тарифе доходы регионального оператора по мусору от реализации вторсырья, возможность оплаты за мусор по фактическому его производству, пересмотреть нормативы образования отходов для всех видов жилфонда, а также обеспечить возможность раздельного сбора отходов.
На 3 февраля инициативные группы почти в 70 городах России запланировалиэкологические акции под общим лозунгом «Россия не помойка». Не во всех городах активистам удалось согласовать проведение мероприятий. Тем не менее, в назначенный день на улицы вышли тысячи людей в более чем 50 населенных пунктов страны.
В требованиях участников акций два главных тезиса: привлечение внимания к наличию «мусорных» проблем стране и призыв к властям всех уровней решать накопившиеся экологические и связанные с ними социальные проблемы. В каждом регионе имеется своя такая проблема (а порой и не одна): строительство мусоросжигательного завода, устройство мусорной свалки вблизи жилья и др.
В Красноярске на экологическом митинге жители потребовали признать реформу несостоятельной, наложить мораторий на изменение границ мусорных полигонов и провести их проверку. Кроме того – провести всестороннее изучение тарификации, вывоза, переработки и обеззараживания мусора. Помимо этого собравшиеся потребовали от региональных властей признать территорию местного алюминиевого завода зоной экологического бедствия и запретить строительство пункта захоронения радиоактивных отходов в Железногорске.
В Омске участники митинга выступили за ликвидацию свалок и мусорных полигонов, за раздельный сбор и переработку мусора, а также против уничтожения лесов страны.
В Новосибирске держали плакаты: «Мусор и автомобили – смерть для леса. Спасите Чемской бор», «Нет купле-продаже лесных участков в Новосибирске! Чиновники и депутаты, верните проданный лес горожанам!».
В Татарстане митинг был организован противниками строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в Осиново недалеко от столицы республики. Активисты планировали акцию в центре Казани, но местные власти ее запретили. Суд занял позицию исполкома. В итоге народное собрание удалось согласовать лишь в пригороде Казани – Осиново, где планируется строить завод. На акции активисты подписали обращение к президенту России с требованием запретить строительство МСЗ в стране, пока уровень переработки мусора не достигнет 85%.
В подмосковной Коломне, куда начали свозить отходы после закрытия десятков мусорных полигонов в области, провели автомобильный пробег, а также активно обсуждали историю «антимусорного активиста» Вячеслава Егорова, на которого завели уголовное дело и отправили под домашний арест.
В Москве акция прошла в форме встречи с депутатами, так как митинг не был согласован столичными властями. Участники акции заявили, что стартовавшая в России «мусорная реформа» в разы поднимает тарифы, но не решает проблему отходов. Граждане потребовали внедрить в РФ максимальную переработку отходов и раздельный сбор мусора, а также создать систему гражданского контроля в сфере утилизации отходов.
Законодательная база «мусорной» реформы была заложена почти пять лет назад: в 2014 Госдума утвердила законопроект «Об отходах производства и потребления», а в 2016 году подготовлено постановление «Об утверждении порядка обращения с твердыми коммунальными отходами».
Привести законы в исполнение планировалось в 2016-2017 гг. К концу 2017 года 82 региона из 85 утвердили схемы, но только 45 разработали программы по обращению с отходами, и всего пять выбрали компанию, которая реализует задуманное. Поэтому реформу отложили до 1 января 2019 года.
И вот новый, 2019-й год принес нововведения.
– В каждом субъекте РФ выбирается единый оператор, который должен осуществлять вывоз и переработку ТКО. То есть вместо множества компаний, которые занимались вывозом мусора, устанавливается одна на весь субъект. И все «производители» мусора должны заключать договор только с этим региональным оператором.
– Вывоз ТКО становится коммунальной услугой, а не жилищной. Разница состоит в том, что коммунальные тарифы регулируются на государственном уровне, а по жилищным – могут устанавливать сами собственники или управляющие компании. Платить за мусор придется по нормативам, в зависимости от количества проживающих (и даже не проживающих, а числящихся).
– Все «производящие» мусор граждане и организации теперь должны заключать договор с региональным оператором. Платить за вывоз мусора понадобится в обязательном порядке и дачникам, и садоводам, и владельцам частных домов. Если раньше они могли отказаться заключать договор на вывоз мусора и выбрасывать его где угодно, то после 1 января 2019 года это не получится. Теперь предполагается, что «мусорят» все.
– К 2024 году в России должны быть построены 200 мусоросжигательных заводов. Проект «Чистая страна» реализует компания «Ростех». Мусоросжигательные заводы не раз подвергались критике независимых экологов: по их мнению, без налаженной сортировки мусора эти объекты будут наносить ущерб окружающей среде и здоровью живущих рядом людей.
Еще в конце прошлого года стало очевидно, что далеко не все регионы готовы к переходу на новую систему. В начале декабря в Госдуме состоялись слушания, на которых аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс предупредил депутатов о том, что в зоне риска находятся десять регионов. Спустя две недели Госдума приняла законопроект, предусматривающий переходный период и более мягкие условия ввода новой системы.
Трем регионам – Москве, Севастополю и Санкт-Петербургу разрешено перейти на новую схему в 2022 году. Остальным дается отсрочка в год, также им предоставляется возможность назначать операторов без конкурса и возлагать их обязанности на бюджетные учреждения. Еще одна поправка дает операторам право до 2023 года свозить мусор на полигоны, не включенные в госреестр.
Мусорная реформа в России, безусловно, назрела очень давно. По даннымконсалтинговой группы «Текарт», на текущий момент в стране действует более тысячи полигонов, однако новых среди них очень немного, большая часть работает на пределе своих мощностей. А в переработку в России идет лишь 4% твердых бытовых отходов, остальное закапывается, сжигается или просто вываливается под открытым небом.
По словам специалистов, одна из основных проблем, застопоривших реформу, – это система тарифов. «Бизнес не стремится в эту сферу, поскольку это инвестиционно непривлекательно – тарифы слишком низкие. Разница с Европой, для сравнения, более чем в 20 раз», – говорит председатель партии «Альянс Зеленых» Александр Закондырин. Он предлагает радикальные меры: «экологически ответственное поведение в плане раздельного сбора мусора можно создать только при помощи репрессивных механизмов. Это мировая практика – штрафы и жесткий контроль. Убеждением и лаской здесь ничего не решишь. Психология большинства такова, что, если можно хаотически бросать мусор и ничего за это не платить, так и будет происходить».
По мнению президента ассоциации АКОН (Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость) Никиты Чулочникова, если «опираться на количественные показатели фактически произведенного мусора, это будет стимулировать население к сокращению отходов, к раздельному сбору и самостоятельной утилизации различных видов мусора». По мнению эксперта, в том числе следует применять «обратный выкуп» специализированными организациями, которые получают прибыль от переработки в энергию и вторичного использования. «Для внедрения этих принципов и нужно использовать переходный период», – считает Чулочников.
Глава ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин полагает, что объявленная в России «мусорная реформа» действительно необходима, но российские регионы оказались к ней не готовы: «действительно, несмотря на то, что у всех регионов было два года и даже больше на подготовку этой реформы, к началу этого сложного периода оказались готовы не все. Поэтому во многих регионах существуют накладки с вывозом отходов, затянули с установлением тарифов. Где-то происходила смена губернаторов, поэтому новые губернаторы разбираются с теми решениями, которые были приняты при предыдущих. Есть определенный набор проблем, но принципиально реформа, на мой взгляд, очень правильная. Давно пора было заниматься отходами, это тема, которой мы в России не занимались годами, и мне кажется, здесь пути назад нет, надо просто устранять недостатки, которые имеются, и довести реформу до конца».
По мнению эксперта, реформа предусматривает совершенно другой принцип отношений. Региональный оператор централизует все функции, и он уже обязан с точностью исполнять территориальную схему, обязан отвозить отходы исключительно на легальные полигоны, обязан разбираться с несанкционированными свалками, их устранять. Поэтому во многом все проблемы, связанные и с тарифообразованием, возникли из-за того, что теперь региональные операторы должны отвозить отходы на легальные полигоны, им необходимо делать инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов и новых полигонов. Где-то уже есть действующие полигоны. А где-то эти полигоны придется создавать заново, вкладывать достаточно большие деньги.
Сейчас, когда приняли решение о снижении платы за негативное воздействие, получается, что просто отвезти отходы на полигон выгоднее, чем их сортировать. «Эта экономика во многом зависит от того, как будет устроено налогообложение в данной сфере, – считает Алексей Макрушин. – Пока мы видим такой тренд при переходе на новую систему обращения отходов: в первую очередь проконтролировать тарифы и уже во вторую очередь заниматься переработкой отходов. Я надеюсь, что эта картина со временем поменяется, потому что все-таки перерабатывать отходы – это очень важно».
Как следует из средств массовой информации, больше всего людей вышло на митинг в Архангельской области – в одном только в Северодвинске около 9 тысяч человек. Ранее, 2 декабря прошлого года в ряде городов и регионов России прошли антимусорные акции протеста с участием около 30 тысяч человек, требовавших остановить строительство полигона в Шиесе (Архангельская обл.) для приема ТКО из Москвы.
Вместо захламления провинции люди предлагают властям решать проблему системно: путем раздельного сбора и переработки мусора. Не убедили и 10 млрд рублей, которые Москва обещает платить Архангельской области за свой мусор. Кстати, планы по вывозу московского мусора последовательно касались Волоколамска, Коломны, других, близко расположенных к столице городов и населенных пунктов. Например, во Владимирской и Калужской областях. Везде они встречали протесты местных жителей.
Позицию общественности в этом вопросе поддержали и депутаты – более ста муниципальных депутатов Москвы подписали открытое письмо, в котором предостерегают от планов вывоза отходов в другие регионы России для захоронения. Они называют такую практику «безнравственной и политически безответственной».
«Ситуация стала уже практически критической. Мы не имеем полномочий для того, чтобы на это повлиять как-то в рамках своей деятельности, – говорит депутат муниципального округа «Проспект Вернадского» Елена Филина. – Очень плотно работаем над тем, что можно было бы сделать, изменить систему обращений с отходами, развернуться в сторону жителей, в сторону экологии. Письмо даже не о вывозе отходов в отдаленные регионы. Это просто очень яркий пример того, что система не решает проблему, а пытается найти какие-то отсроченные варианты, которые ни к чему не приведут. Необходимо налаживать раздельный сбор отходов, необходимо работать с уменьшением количества отходов, которые невозможно переработать. И это должна быть государственная система. Мы не хотим, чтобы страна наша стала полигоном сплошным, а Москва осталась чистой, хотя это невозможно. Это всем уже понятно. Надо менять систему обращения с отходами. Об этом, собственно говоря, письмо».
По данным опроса социологического центра ВЦИОМ, более трети россиян подтвердили, что сортируют бытовой мусор, еще 13% респондентов делают это от случая к случаю. По данным опроса, в настоящее время около половины опрошенных мусор не сортируют, но имеют желание приобщиться к этой практике, если будет такая возможность. Данные социологов свидетельствуют, что более половины россиян (57%) готовы приступить к сдаче опасного мусора. Более половины (54%) участников опроса не покупают товары из биоразлагаемых материалов, хотя 35% из них хотели бы делать это при возможности.
Глава ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин полагает, что люди готовы к реформе: «и многие люди уже сейчас сортируют отходы, и дети на уроках в школе слышали о том, что нужно это делать. Я, например, редко про какую реформу слышал столько положительных отзывов. Например, когда обсуждается вопрос о том, чтобы отходы в отсортированных бачках принимать по более низкой цене или бесплатно, перекладывая все цены на неотсортированные отходы. В этом плане, мне кажется, экологический потенциал и стремление людей жить в чистой стране все-таки недооценивается. Многие люди к этой реформе внутренне готовы, они хотели бы сортировать отходы и минимизировать воздействие человека на окружающую среду».
Важно, чтобы суть «мусорной реформы» не свелась к повышению тарифов, а в первую очередь, была нацелена на решение проблемы отходов – приспособленные полигоны, мусороперерабатывающие (а не мусоросжигающие) заводы, переработка того, что можно переработать в полезный продукт, и, конечно, – система просвещения и мотивации.
Ольга Подосенова