«Дошло до того, что регионы сами манипулируют платежами, кто во что горазд. Включают в тариф некорректные затраты, устанавливают нормативы накопления отходов без проведения замеров, потом искусственно снижают платежи населения. Фактически в обоих случаях действуют по сомнительным схемам», — сказала она.
Тимофеева отметила, что такие факты были выявлены в рамках парламентского контроля, и ими сейчас занимается Генпрокуратура, ФАС и Минприроды.
Депутат указала, что в Краснодарском крае и Ленинградской области реформа по неизвестным причинам вовсе не начала реализовываться. Она напомнила, что в конце 2018 года пришлось принять поправки в законодательство для того, чтобы дать регионам возможность медленнее переходить на новый порядок.
«Но для этого нужны чёткие основания. Некоторые решили, что можно реформировать по своему желанию», — сказала Тимофеева.
Она подчеркнула, что мусорная реформа затрагивает кошелёк практически каждой семьи, в ближайшее время граждане получат первые январские платёжки. «Хотелось бы, чтобы обошлось без протестов, особенно со стороны жителей сельских населённых пунктов. А ситуация действительно в ряде территорий сложная», — указала вице-спикер.
Отмечается, что вопросы у парламентариев вызывает обоснованность платёжек. Ольга Тимофеева отметила, что Минприроды в настоящее время корректирует методику расчёта платежей граждан за мусор, но времени уже практически не осталось.
«Чем оперативнее ведомство даст свои рекомендации регионам, тем меньше будет «лазеек» у недобросовестных операторов и меньше недовольства людей», — сказала она.
Замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов, принимавший участие в совещании, сообщил, что ведомство готовит поправки в методику расчёта платежей населения, которые будут готовы в начале февраля. В частности, станет возможным расчёт «по факту» вывезенного мусора, а не по нормативам накопления.
Ольга Тимофеева неоднократно указывала, что ответственность за проведение мусорной реформы лежит в первую очередь на руководителях регионов. Она вновь призвала губернаторов перейти в ручной режим управления реформой и пообещала продолжить осуществление жёсткого парламентского контроля.