Опубликовано 18/01/2019, в 19 ч. 55 мин., 803 просмотров

Использование в человеческом рационе насекомых может привести к экологической катастрофе

Для масштабного развития индустрии требуются дополнительные исследования. Иллюстрация EPA-EFE/NARONG SANGNAK

Насекомые имеют большой потенциал для включения их в рацион питания человека в качестве альтернативного источника протеина. Однако ученые опасаются, что развитие индустрии без дополнительных исследований приведет к экологической катастрофе.

Такое мнение выразила группа ученых из Шведского университета аграрных культур в Уппсала в научной статье, опубликованной на страницах журнала Trends in Ecology & Evolution. Об этом сообщает Thomson Reuters Foundation.

Авторы подчеркнули, что необходимо дальнейшее изучение наиболее подходящих для человеческого рациона видов насекомых, среды их обитания и требования к питанию. Шведские исследователи также напомнили об опасности распространения инвазивных видов при импорте.

"Мы рискуем создать индустрию, которая заменит одну экологическую проблему другой", - подчеркивается в статье.

В настоящее время насекомые рассматриваются как более устойчивый и дешевый источник протеина для того, чтобы прокормить растущее население планеты. Многие виды насекомых богаты не только протеином, но также различными витаминами, клетчаткой и минералами.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), насекомые имеют низкий углеродный след в сравнении с индустрией животноводства, а также требуют меньших затрат воды и использования земельных участков. Например, чтобы произвести 1 кг мяса из насекомых, потребуется 2 кг пищи, для сравнения на производство 1 кг говядины уходит 8 кг корма. Согласно подсчетам ФАО, порядка 1,9 тыс. видов насекомых съедобны.

Бизнес реагирует на новые тенденции. Так, год назад в ряде супермаркетов Бельгии, Нидерландов и Германии в продажу поступили замороженные бургеры с мясом из личинок жуков-буйволов. Идея принадлежит немецкой компании Bugfoundation, которая работала над производством бургеров четыре года. Продукт с высоким содержанием белка специально выращивают в Нидерландах.

Этой зимой британский производитель корма для домашних животных Yora заявил о том, что начал выращивать личинки черных солдатских мух для собачьего корма. Как уверяют представители компании, личинки более питательны, содержат много белка и витаминов. Кроме того, такое сырье гораздо дешевле мяса премиального качества.

Однако шведские исследователи относятся к новому тренду настороженно. В частности, они подчеркивают, что воздействие массового выращивания насекомых на окружающую среду в будущем неизвестно.

"Как и где будет произведен корм для питания насекомых? Чем именно мы будем их кормить? Остается множество нерешенных вопросов", - сказала в интервью Reuters один из авторов научной статьи, исследователь Шведского университета аграрных культур Аса Берггрен.

Она также добавила, что важно задуматься над тем, будет ли использоваться ископаемое топливо для обогрева и охлаждения помещений для выращивания насекомых. Кроме того, непонятно, каким образом будет организована их транспортировка.

"Одна из главных угроз для природных и продовольственных систем - инвазивные виды. Что произойдет, если живые насекомые будут случайно выпущены в стране, в которую они импортированы?" - подчеркнула Берггрен.

Среди других нерешенных вопросов - риск заражения потребителей при болезни насекомых, обращение с образуемыми отходами, а также оценка благосостояния насекомых.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 г. число голодающих в мире достигло 821 млн человек. То есть нехватку еды испытывал каждый девятый человек на планете.