Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Налог на мусор. Какие изменению ждут экосферу в России?

Налог на мусор. Какие изменению ждут экосферу в России?

22/12/2018 20:04 / 👁 1170 / Источник / Поделиться:
Обсуждение вопроса по переносу экологического сбора в Налоговый кодекс страны состоялось на круглом столе в Общественной палате РФ. Не всеми экспертами в сфере защиты окружающей среды эта идея была воспринята позитивно. Иллюстрация Shutterstock.com Иллюстрация Shutterstock.com

Участниками было отмечено, что предложение Минфина заменить действующую с 2015 года обязанность бизнеса утилизировать отходы новым «налогом на мусор» приведёт к кардинальной смене курса экологической политики в стране.  

В настоящее время обязанность обеспечить утилизацию отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включая упаковку, предусмотрена федеральным законодательством, где закреплены положения расширенной ответственности производителей (далее — РОП) и импортеров товаров, которая нацелена на увеличение объема переработки ТКО. Приоритетный способ реализации РОП стимулирует бизнес собирать и перерабатывать отходы товаров самостоятельно — развивая свои собственные мощности по переработке или заключая прямые контракты с переработчиками. Компании, не задействованные в переработке, обязаны платить соразмерный экосбор (неналоговый платеж), средства от которого также должны идти на развитие отрасли переработки отходов.  

Участники против

Участники круглого стола — компании-производители и импортёры товаров, всегда поддерживавшие самостоятельное исполнение РОП и уже начавшие ее исполнять самостоятельно, переработчики отходов, некоммерческие экологические организации, общественные объединения, включая Деловую Россию, РСПП, ОПОРА, ТПП РФ, категорически возразили против отмены альтернативного способа исполнения РОП. Они отметили, что отказ от самостоятельной реализации РОП нарушает международные принципы ее исполнения, полностью искажает изначальный приоритет регулирования, смещая фокус регулирования с реальной утилизации отходов на максимальный сбор финансовых средств, что, по сути, станет провалом экологической реформы в Российской Федерации. 

Если все же перенести такой сбор в НК РФ, то можно ожидать следующих негативных реакций:

1. Невыполнение экозадач, поставленных в указе президента России в части построения эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок. Нацпроект «Экология» ставит своей задачей увеличить уровень переработки ТКО до 60% (при существующем уровне 5%). Вместе с тем введение эконалога лишит бизнес экономической мотивации развивать переработку отходов, поскольку налог является безальтернативным, и доля переработанных бизнесом отходов никак не влияет на сумму платежа.  

2. Невыполнение положений Основ государственной политики в области экологического развития РФ. Это касается и развития рыночных инструментов охраны окружающей среды, и привлечения НКО и бизнеса к решению экологических вопросов.  

3. Снижение, вплоть до замораживания, темпов развития формирующейся в стране отрасли переработки и раздельного сбора отходов, внедрения передовых практик по обращению с отходами.  

4. Нарушение предсказуемости делового климата — ключевого условия для устойчивого ведения и развития бизнеса. Непоследовательность экологической политики — от стимулирования бизнеса к переработке отходов, объявленного в 2015 году, до сбора «мусорного» налога, анонсированного Минфином в конце 2018 года — заставляет компании усомниться в серьезности намерений государства решать экологические проблемы; экологическая тематика начинает восприниматься как повод для введения нового налога.  

5. Нивелирование совместной работы государства и бизнеса по совершенствованию нормативной базы, проводившейся в течение последних лет с целью формирования прозрачного механизма для самостоятельной реализации РОП.  

6. Заморозка начатых пилотных проектов по самостоятельной реализации РОП, потеря бизнесом инвестиций в инфраструктуру по сбору и переработке отходов, потеря долгосрочных инвестиций переработчиков в новые мощности по переработке.  

7. Коллапс инвестиционных программ региональных операторов, разработанных с учетом финансовых потоков в результате заключения прямых контрактов с производителями и импортерами на утилизацию отходов товаров, что повлечет за собой разрушение системы тарифообразования и рост тарифов для населения.  

8. Ликвидация ассоциаций компаний-производителей и импортеров, созданных для реализации РОП, расторжение контрактов на услуги переработчиков, потеря рабочих мест, в основном на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые являются поставщиками услуг и вторсырья для перерабатывающих предприятий. 

Мнение экспертов

Эксперты активно высказывают свое мнение по данному вопросу. «Инициатива Министерства Финансов России заменить с 2019 года расширенную ответственность бизнеса по сути новым налогом на мусор ведет к катастрофическим изменениям в экологической политике в стране. Так общество отреагировало сегодня на предложение Минфина. Эта обеспокоенность понятна как со стороны бизнеса, который сегодня уже вложился в данную сферу, для того чтобы направлять отходы на переработку, так и со стороны переработчиков, которые рассчитывали на финансовый поток в результате самостоятельной реализации ответственности производителя» — говорит Альбина Дударева, председатель комиссии по экологии и окружающей среде Общественной Палаты Российской Федерации. 

«Отрасль Пищевой перерабатывающей промышленности чрезвычайно обеспокоена, так как перевод из сбора в налог означает, что эти деньги будут растворяться в федеральном бюджете. Наша задача — обеспечить максимальную прозрачность администрирования самостоятельной реализации РОП, и это то, над чем нужно работать, чтобы система позволяла заботиться об экологии так, чтобы это было допустимо и приемлемо и для бизнеса, и для государства. В случае перевода самостоятельной РОП в налог мы лишаемся создания дополнительных рабочих мест, теряем вопросы выпуска вторичной продукции и переработки, мы теряем коллективную ответственность в части добросовестности — гражданской бизнес-ответственности, которая стимулировалась за счет РОП, и мы просто видим увеличение финансовой нагрузки и дальнейшее давление на бизнес, а не его развитие» — говорит Евгения Уваркина, председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ.

В круглом столе приняли участие и высказали свое видение представители Российских Ассоциаций: Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса, Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Ассоциация юристов России, Ассоциация «СКО Электроника — утилизация», Ассоциация РАТЭК, Ассоциация производителей шин, Ассоциация «СоюзРесурс», Ассоциации «НП «ОПОРА», СРО «Ассоциация Рециклинга Отходов», Ассоциация «Шиноэкология», Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Общероссийская Общественная организация «Зелёный патруль», Ассоциация переработчиков электронной и электробытовой техники, Ассоциация РусПЭК, ЭкоШинСоюз, Национальная Мясная Ассоциация, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, НО «Союз переработчиков пластмасс», Ассоциация европейского бизнеса, Ассоциация русских уборочных компаний, Союз Стекольных Предприятий и др. 

«Если отменят самостоятельную реализацию РОП, и налог будет введен, то до переработчиков шин деньги не дойдут. Только начавшая свой рост индустрия переработки шин схлопнется, а это значит, что без малого 700-800 тысяч тонн ненужных шин будут валяться рядом с нашими домами, в лесах, полях, озерах и гореть на свалках. Тогда как, при сохранении самостоятельной реализации РОП производители и импортеры — члены ЭкоШинСоюза, поверив в предоставленную государством возможность самостоятельно реализовывать свою ответственность и показавшие высокие результаты за первые два года работы, будут готовы и далее поднимать высокую планку показателей по переработке шин!» — отмечает Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюз». 

«Если расширенной ответственности не станет, нам придется перерабатывать то, что будет завозиться по импорту, чтобы загрузить свои перерабатывающие мощности. Мы лишимся диалога с производителями, который появился благодаря РОП, лишимся прямых инвестиций от них, а наши поставщики — например, производители контейнеров для раздельного сбора отходов, предприятия малого и среднего бизнеса — лишатся заказов на их услуги» — добавляет Константин Рзаев, группа Компаний «ЭкоТехнологии». 

Завершая бурное обсуждение, выступила Анна Макаренко, заместитель директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России: «Мы считаем, что относительно РОП все необходимо делать постепенно, т.к. это новое направление. При этом мы осознаем, что с администрированием РОП существует проблема, в том числе по причине отсутствия проведения встречных проверок бизнеса и переработчиков. 

В случае принятия законопроекта, точка инвестиционного роста, которая наметилась благодаря РОП, будет просто потеряна. Мы видим, что на различных площадках этот законопроект обсуждается примерно в одном ключе — самостоятельная утилизация однозначно должна остаться». 

По итогам заседания было принято решение провести общественную экспертизу законопроекта. Также общественники предложили и ряд инициативы, которые, по их мнению, должны помочь избежать коллапса в столь важной сфере.

Последние новости

Популярные новости