Проект закона был опубликован 2 ноября на сайте Минэкономразвития. Длинный текст изобилует «сомнительными» местами. Совсем немного осталось до новогодних парламентских каникул, и есть риск «пропустить» закон, чреватый крайне негативными последствиями.
В представленной редакции законопроект несёт серьёзную угрозу всей уникальной системе, которой в прошлом году исполнилось 100 лет, говорят эксперты. За последние несколько лет общественные организации «отбили» 9 попыток ослабления законодательства об особо-охраняемых природных территориях (ООПТ).
В августе нынешнего года был принят закон, усиливший правовую защиту заповедников и национальных парков. Согласно документу, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению. Запрещено изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных заповедников. Аналогичная норма действует в отношении национальных парков. Однако новые поправки фактически перечеркивают эти правила.
В случае принятия нового закона пострадает практически каждый заповедный уголок России, предупреждают «зеленые». Особые опасения экологов вызывает статья 57, в которой говорится, что к 1 июля 2023 года «органы управления особо охраняемыми природными территориями должны уточнить их границы путем исключения из особо охраняемых территорий населенных пунктов, линейных объектов, объектов недропользования».
То есть в случае принятия закона из границ заповедников и национальных парков исключат земли населённых пунктов, дороги, линии электропередач, месторождения полезных ископаемых и сельскохозяйственные угодья. Это разрушит целостность особо охраняемых природных территорий России, и последствия для природы будут непредсказуемыми, полагают эксперты.
В законодательстве отсутствует однозначная трактовка некоторых очень важных понятий.
По мнению эксперта по защите ООПТ Гринпис России Михаила Крейндлина, совершенно непонятно, по каким критериям будет определяться, какие объекты не имеют природоохранного значения, а нахождение и эксплуатация каких объектов в границах особо охраняемой территории не соответствует целям ее создания.
«Получается, что под каждый из этих пунктов можно подвести почти все. Например, объектом недропользования может быть лицензионный участок, месторождение, любые зарегистрированные месторождения полезных ископаемых, какие-то уже имеющиеся производственные объекты, карьеры, шахты – все что угодно. Кто будет решать, что из этого надо исключать из особо охраняемых природных территорий? – задается вопросом Крейндлин. – Эти «дыры» в законе позволяют чиновникам самостоятельно решать, что вырезать из заповедника».
Очень велика вероятность того, что, в случае исключения из состава особо охраняемых природных территорий всех упомянутых в законе объектов, значительная часть ООПТ полностью утратит ценность и перестанет выполнять возложенные на них функции.
Наиболее уязвимыми окажутся территории, на которых возможна добыча полезных ископаемых. Разработка месторождений со строительством инфраструктуры (дороги, трубопроводы), различными нарушениями (разливы нефти, пожары, загрязнения рек и озёр отходами буровых и взрывных работ) приведут к тому, что не только территории самих месторождений, но и местность вокруг них быстро утратит свою природоохранную ценность.
Взять, к примеру, природный парк «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе. Вся территория природного объекта находится в границах лицензионных участков. Власти округа разрешили добычу в самых ценных частях парка. То есть, если закон будет применён, к 2023 году ООПТ практически будет ликвидирована.
Действие закона, по мнению представителей общественного экологического движения, также затрагивает целостность пяти заповедников («Большой Арктический», «Жигулёвский» «Ненецкий», «Тунгусский», «Чёрные земли»), шести национальных парков («Бузулукский бор», «Нечкинский», «Нижняя Кама», «Русская Арктика», «Самарская лука», « Югыд ва»), и шести заказников федерального уровня («Васпухольский», «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Самурский», «Сарпиский», «Харпинский »).
Особенно показательна история национального парка «Югыд ва», включённого в границы первого российского объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми». В 2010 году Минприроды России согласовали изъятие части земель национального парка под месторождение «Чудное» для компании «Голд минералс» и утвердило новое Положение о парке. В 2011 году на его территории начались геологоразведочные, в том числе буровые и взрывные, работы, в результате чего природным комплексам национального парка был причинён серьёзный ущерб.
В 2013-2015 годах Положение, в котором месторождение «Чудное» было исключено из территории парка, дважды отменялось Верховным Судом РФ. Оба решения вступили в силу. Арбитражный суд в 2016 году по иску прокуратуры обязал «Голд минералс» освободить занимаемый им участок и восстановить его. Однако компания всеми способами оттягивает исполнение этого решения.
Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно принимал решения о недопустимости разведки и добычи золота на территории объекта всемирного наследия. Последнее такое решение было принято на 42 сессии Комитета в 2018 году. Тем не менее, власти Коми и Минприроды не оставляют попыток получить возможность изъятия данного участка.
«В августе 2018 года Минприроды сообщило, что «спорные вопросы о хозяйственной деятельности на лицензионной территории месторождения «Чудное» в границах национального парка «Югыд-Ва» в настоящее время не урегулированы. То есть чиновники все еще надеются каким-то образом получить возможность добычи золота в парке», – пишут представители Гринпис.
Недоумение возникает и в связи с так называемыми «линейными сооружениями»: через большинство охраняемых природных территорий проходят дороги, линии электропередач, трубопроводы. На данный момент территории, занятые ими, нельзя расширить или использовать для каких-то других целей.
Но если закон вступит в силу, из особо-охраняемых природных территорий могут быть вырезаны не только сами дороги, трубопроводы или ЛЭП, но и местность вокруг них. При этом в полосе отвода допускается строительство объектов дорожной инфраструктуры (АЗС, торговые центры и т. п.). Таким образом, территории фактически будут «разрезаны»: животные не смогут пересекать их, или будут массово гибнуть под колёсами.
Что может произойти с особо охраняемой природной территорией, если из нее вырезать все населенные пункты, показывает ситуация с природным парком «Волго-Ахтубинская пойма» в Волгоградской области, входящего в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Власти региона давно планируют исключить из состава природного парка около 17000 уникальных водно-болотных угодий. Только благодаря принципиальной позиции прокуратуры этого удалось не допустить.
Если следовать логике законопроекта, части ООПТ, которые находятся на территориях населенных пунктов (к примеру, половина парка «Лосиный остров» в Москве) должны быть изъяты. При этом многие населенные пункты, в том числе и расположенные внутри ООПТ, не имеют утвержденных границ, что дает возможность для изъятия дополнительных площадей.
Кроме того, по мнению экспертов важно, что сейчас любые объекты в границах особо охраняемых территорий до того, как будут построены, должны проходить государственную экологическую экспертизу. Если же населённые пункты вырежут из состава ООПТ, то в них безо всякой экспертизы и общественных обсуждений можно будет строить все, что угодно.
По словам экологов, в условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу заповедные территории являются гарантом сохранения многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России. То есть предусмотренная законопроектом возможность массового изъятия земли ООПТ может повлечь за собой непредсказуемые последствия для природы России. Тем самым, будет нарушено закреплённое в статье 42 Конституции РФ право граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Многие российские заповедники подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного наследия. К сожалению, часто именно в их использовании заинтересованы нечисто на руку коммерсанты и связанные с ними чиновники, – говорят «зеленые». – Законодательное закрепление возможностей изъятия заповедных территорий многократно усиливается на этих территориях, и, соответственно, приведёт к нарушению международных обязательств России».
«Сохранение и развитие ООПТ является важнейшей составляющей экологического развития России, что предусмотрено стратегическими документами, утверждёнными Президентом России, – Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указом Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», – говорит Михаил Крейндлин.
Представители общественных экологических организаций, сотрудники особо охраняемых природных территорий выражают свое негативное отношение к новому закону и призывают отказаться от его принятия.
Осталось несколько дней (до 30 ноября), чтобы общественность могла выразить свое одобрение или неодобрение законопроекта. Каждый гражданин России может также оставить свои комментарии и замечания. Сделать это можно зарегистрировавшись на странице с проектом закона.