Сейчас в качестве целевых показателей федерального проекта обозначены: доля ТКО, направленных на обработку и утилизацию, доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО и доля разработанных электронных моделей территориальных схем обращения с отходами.
«На наш взгляд, указанных в паспорте федерального проекта целевых показателей недостаточно, мы предлагаем в качестве новых показателей включить количество образованных и накопленных твердых коммунальных отходов. Одним из приоритетов государственной политики в области обращения с отходами является комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов. Поэтому один из видов целевых показателей, который обязательно должен быть отражен в федеральном проекте, – это количество образуемых отходов. В 2018 году Министерство природных ресурсов и экологии РФ сообщило о том, что за последние 10 лет образование отходов выросло почти на 50%, по оценкам наших экспертов, эта цифра еще больше. По данным Росстата, в 2005 году было зафиксировано образование 3 млрд отходов в год, а в 2015 их количество уже составило 5 млрд тонн. При этом растет масса и объем твердых коммунальных отходов – с 210 млн м³ в 2007 году до 275 млн м³ в 2017 году», - отметил модератор тематической площадки ОНФ «Экология», депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев.
По его словам, простыми ситуативными мерами в виде ограничения объемов производства товаров такой экологический вызов, как рост объема отходов, не решить.
«Нужны комплексные меры, направленные на стимулирование рынка к внедрению новых, современных и экологически ориентированных подходов, технологий и оборудования. При четко определенных правилах и приоритетах бизнес будет самостоятельно выбирать наиболее оптимальные для него стратегии развития, может уменьшить размер упаковки, может меньше использовать одноразовой тары, начнет ориентироваться на биоразлагаемые материалы, либо перейдет на практически безотходное производство. Да, это непросто, да, это новый вызов, но и граждане, и производители должны быть к этому готовы. В свою очередь, активно должен развиваться раздельный сбор – это важнейший целевой показатель», - отметил Гутенев.
Помимо паспорта федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО», эксперты ОНФ провели анализ паспортов федеральных проектов «Чистая страна» и «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», которые, по мнению общественников, также нуждаются в корректировке.
«В федеральном проекте «Чистая страна», посвященном ликвидации свалок, указано лишь несколько сотен таких объектов, в то время как Народному фронту при проведении всероссийского мониторинга городских свалок было выявлено более 7000 объектов несанкционированного размещения отходов, из них 1741 - это свалки, размером свыше 200 квадратных метров, 514 «серых» полигонов. Оставшиеся объекты - это свалки до 200 квадратных метров. Что касается федерального проекта, посвященного сфере обращения с опасными отходами, то эксперты ОНФ акцентуируют внимание на том, что в нем не обозначена проблема несанкционированных свалок и «серых» полигонов, куда свозятся опасные отходы. Как показали результаты мониторинга ОНФ, значительная часть организаций, принимающих опасные отходы, не имеет необходимых мощностей для их переработки и просто свозит их на свалки. Рассчитываем, что общественные предложения будут внимательно изучены и учтены проектным офисом национального проекта «Экология»», - резюмировал Гутенев.